Преподобный Варнава Гефсиманский
Преподобный Варнава Гефсиманский,
основатель и устроитель Иверского Выксунского женского монастыря. Причислен к лику местночтимых святых Московской епархии.
Василий Меркулов родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской области в благочестивой семье крепостных крестьян Ильи и Дарьи Меркуловых. Набожные родители отдали шустрого, смышленого мальчика в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтирь. Через некоторое время спустя помещик, владелец Меркуловых, продает их в село Наро-Фоминское Московской губернии, где новый владелец приказывает обучить подростка слесарному делу.
В свободное от ремесла время Василий посещает Зосимову пустынь – она совсем рядом, –знакомится там с монахом Геронтием, будущим схимником Георгием, и твердо решает посвятить себя служению Богу.
Вместе с наставником он удаляется в Троице-Сергиеву Лавру, а через два года в Гефсиманский скит. Там случается еще одна встреча, потрясшая душу Василия, смонахом Даниила. В 1857 году он и становится послушником.
Однако монашеский постриг он принимает лишь спустя почти десять лет.
В предсмертной своей болезни (в самом конце 1861 года) старец Григорий в последний раз беседовал с Василием и возвестил ему волю Божию: взять на себя подвиг старчества после смерти обоих своих наставников, то есть, его, схимонаха Григория, и отца Даниила. Старец и руководитель завещал своему духовному чаду и воспитаннику с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях. При этом он подал ему две большие просфоры и завещал ученику своему: «сим питай алчущих, словом и хлебом, такохощет Бог!» В конце беседы старец Григорий открыл своему ученику еще одно Божие предназначение: им должна была быть основана женская обитель, притом далеко от Москвы, в местах, сильно зараженных расколом (беспоповщиной). Сама Царица Небесная попечется о будущей обители, укажет и место ее. Во имя ее и должна быть освящена обитель.
Василий со многими слезами молил старца не возлагать на него бремени, превышающего его силы, но тот в ответ возвестил ему: «Не моя воля есть на сие, но воля Божия да совершается над тобою! Не сетуй на тяжесть креста, тебе будет Господь помощник. Без помощи же Божией оно тяжело и непосильно».
В монашестве Василий наречен был именем Варнава, означающем «дитя милости, сын утешения». В 1871 году он был рукоположен в иеродьяконы, спустя год- в иеромонахи,а чуть позже наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника пещер Гефсиманского скита.
За благословением идут к нему паломники из многих уголков России. Для каждого находятся слова утешения и добрые наставления. Как пишет архимандрит Георгий (Тертышников):
«Не обращая внимания на себя, на свои немощи, всегда бодрый и жизнерадостный, иеромонах Варнава даже одним своим видом вдохновлял и как бы оживлял всех вокруг себя… С каким истинно отеческим вниманием и добротой отец Варнава принимал бывало, духовное чадо, с детской доверчивостью открывающее перед ним все тайники своей души и ищущее отеческого наставления. Он обращался с таковым,как с больным ребенком – осторожно, снисходительно, когда видел его слабым, и серьезнее, строже, когда взятый на попечение духовно подрастет и окрепнет».
В свидетельствах современников очень много примеров прозорливости старца. За советами, на исповедь к нему приходят весьма высокопоставленные особы, в том числе и император Николай II, которого преподобный Варнава благословил на мученическую смерть.
Много сил и трудов старец Варнава положил на устроение Иверского женского монастыря. Обитель ведет свою историю с 1863 года, когда в построенной близ села Выкса богадельне появились первые насельницы.
Для преподобного обитель на Выксестала одним из основных дел всей его жизни. Он посвятил ей более 40 лет: находил ктиторов, лично следил за строительством, окормлял сестер.
Преподобный Варнава посещал обитель до семираз в течение года и внимательно следил за ее благоустройством и духовной жизнью сестер.
Высокочтимый старец являлся в полном смысле слова многопопечительным отцом основанной им обители, а обитель для него – родным и дорогим детищем. Заботясь о внешнем благоустройстве монастыря, старец еще большее попечение проявлял о ее внутреннем благоустройстве. Никому не ведомы труды, скорби и всевозможные лишения, понесенные им при этом незримом для внешнего ока служении, а между тем под его мудрым окормлением обитель достигла определенных высот духовного совершенства.
В течение пяти лет перед своей кончиной иеромонах Варнава посещал Иверскую обитель особенно часто. Он как будто торопился при жизни упрочить ее внутреннее и внешнее благолепие. Зимой и летом, во всякую погоду, забывая о возрасте и тяготах дальнего пути, спешил старец-утешитель к своим любимым дочкам – так ласково называл он сестер.
Земной свой путь 17 февраля 1906 года преподобный окончилс крестом в руке в алтаре храма Дома призрения в Сергиевом Посаде, после исповеди своих «деточек», как он ласково называл каждого, кто к нему приходил. Похоронили старца в Гефсиманском скиту, где он когда-то он начинал свой путь иночества.
Надпись на надгробной плите заканчивается словами: «Он жил во славу Божью», таким образом, как нельзя лучше отражая истинное жизненное предназначение подвижника.
Канонизировали преподобного через 89 лет, в 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе московского Кремля .
Предсказания святого преподобного старца Варнавы Гефсиманского о возрождении его детища –Иверского женского монастыря, разрушенного в годы советской власти, сбылись:
«Преследования против веры будут постоянно увеличиваться, неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время рассвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет рассвет».
22 мая 2011 годав Выксе состоялось торжественное открытие памятника устроителю Выксунской Иверской женской обители преподобному Варнаве, Гефсиманскому чудотворцу. Он установлен возле Иверского монастыря в одноименном сквере и стал частью архитектурного ансамбля обители.